Главная | Регистрация | Вход  | Воскресенье, 09.08.2020, 17:57





Поиск
Эл. дневник
Электронный журнал
Школьная жизнь
Разделы
Учёба
Совет школы
Педсовет
МО
Сотрудничество
Классный час
Внеклассные мероприятия
Право
Спорт
Здоровый образ жизни
Культура
ТХС "Радость"
Школьный театр
Патриотическое воспитание
Юмор
Школьное телевидение
Конкурсы
Профориентация
Школьный летний лагерь
Администрация школы
Точка роста
Совет старшеклассников
Волонтёры
Учителям
Ученикам
Независимая оценка

НОО

Родителям
Приём в ОУ
Приём в школу
Горячая линия
БИЦ
Даты и праздники
Праздники сегодня
Погода
Донской
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Главная » 2013 » Апрель » 12 » Московский педагогический марафон учебных предметов
16:00
Московский педагогический марафон учебных предметов

С 25 марта по 19 апреля 2013  года  в Москве проходит XII Московский педагогический марафон учебных предметов, который проводит издательский дом "Первое сентября".

От нашей школы в марафоне приняли участие учителя истории и обществознания Кутузова Ольга Михайловна и Власова Татьяна Станиславовна, которые посетили семинар по теме  «Современные подходы к преподаванию отечественной истории ИКТ и ФГОС нового поколения» и лекцию «ЕГЭ- 2013. Выполнение части С и критерии оценивания».

Семинар «Современные подходы к преподаванию отечественной истории. ИКТ и ФГОС нового поколения» вел известный автор учебников, учитель столичной гимназии №1543 Леонид Кацва. С первых же слов ведущего чувствовалось его неравнодушное отношение к теме:

— Я хочу поделиться с вами своими сомнениями и опасениями. Сомнения вызывают и сами требования ФГОС и выводы, которые делаются на основании содержания новых стандартов методистами и управленцами всех уровней. Судя по содержанию, стандарт — это не минимум, а некий идеал, какой пункт ни возьми. К примеру, обеспечить понимание основных принципов жизни общества. Я уверен, если мы с вами начнем обсуждать основные принципы жизни общества, у нас возникнут противоречивые мнения и завяжется спор, а ученик 9 класса должен их знать… В таком случае стандарт — это некое орудие, который любой проверяющий при желании может легко применить против учителя. А метапредметные результаты? Сейчас ученик должен самостоятельно определять цели и задачи урока. Как реализовать это требования, придя на урок к пятиклассникам?.. Некоторые методисты предлагают каждый урок начинать с постановки проблемы. Я понимаю, что к проблемному подходу можно обращаться на отдельных занятиях, но ставить проблему на каждом уроке в условиях дефицита учебных часов — возможно и нужно ли это? Не говоря уже о том, что постановка проблемы — это всегда сужение угла зрения на события, поскольку мы начинаем мыслить только в русле заданной проблемы.

Выступление Леонида Кацвы сопровождалось аплодисментами и одобряющими возгласами собравшихся учителей.

Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов рассказал о так называемых вспомогательных исторических дисциплинах (ВИДах): палеографии, эпиграфике, метрологии, генеалогии, хронологии, геральдике, ономастике...

А ведь знакомство с этими дисциплинами может открыть поразительные вещи. Скажем, палеографический анализ рукописных текстов показывает, что фонетический строй древнерусского языка в сравнении с современным был гораздо богаче.

Кроме того, данные исторической хронологии, метрологии и других наук являются «становым хребтом» любого исторического знания. Без элементарных представлений по основным видам невозможно корректно и понятно изложить практически ни один раздел школьной истории. Например, оказывается, что 100 лет мусульманского календаря гораздо короче 100-летнего отрезка христианского. Или незнание такого вопроса: когда начинается XVIII век — в 1700 или в 1701 году — привел к существенной ошибке Петра I, когда он издавал свои знаменитые указы о праздновании Нового года в России. Так что владение такими сведениями для учителя истории обязательно, а Е.В. Пчелов предложил в конце своего выступления оказывать методическую помощь с помощью журнала «История».

На второй линейке дня тему обновления исторического образования в связи с  введением новых стандартов развил проректор МИОО, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин этого института Алексей Лубков. Его круглый  стол назывался «Цели и содержание исторического образования в свете новых ФГОС». Алексей Владимирович поставил вопрос: должны ли уроки  истории быть направлены на формирование мировоззрения учеников? И если должны, то каким образом? Как с современными детьми говорить о фундаментальных ценностях и смыслах? Многие методисты решение подобных задач связывают с деятельностным подходом. В отличие от них, Алексей Владимирович убежден, что в рамках деятельностного подхода педагогика не может плодотворно работать с процессами становления внутреннего бытия и духовного пространства человека. Сознание связано не только с его практической деятельностью, не всё можно донести через опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения. Кстати говоря, неслучайно в русской культуре большое значение имеет такой способ взаимодействия с миром, как созерцание. Алексей Лубков обратил внимания на полузабытое воспитательное средство, как визуальные образы. В этом ключе он показал, как может учитель строить свою работу в формате кинофакультатива:

— Язык киноискусства многозначен. Возьмем, например, окончание фильма Андрея Тарковского «Ностальгия». Помните? Идет снег, и на фоне разрушенного католического храма виднеется русская изба. Как интерпретировать эти кадры? Ясно же, понимания могут быть разные. А вот однозначные  схемы тут появиться не могут. Очень важно, чтобы в процесс осмысления истории включались не только рациональное мышление, но также интуиция и эмоции.

В этом отношении большим подспорьем для учителя истории может стать список из 100 фильмов, рекомендованных для изучения в средних школах Министерством образования.

Так уж складывался этот день, что смысловой центр почти всех лекций, семинаров и дискуссий концентрировался в разговорах о непростом. Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Владимир Земляницын (Санкт-Петербург) в своей лекции «Проблема формирования концепт-понятий в курсе всеобщей истории в контексте новых образовательных стандартов для основной и старшей школы» затронул вопросы, по которым и в ученом сообществе не выработано единой позиции. Например, как знакомить учеников с понятием «феодализм»? Сегодня даже в рамках одной линейки учебников разные трактовки для разных эпох и стран. В итоге ученики в растерянности. А можно ли найти такое определение феодализма, которое бы отвечало представлениям современной науки?

— В соответствии с новым стандартом на смену прежней марксистской трактовке истории  пришел историко-цивилизационный подход. А с точки зрения этого подхода наиболее авторитетной на сегодняшний день является концепция феодализма, разработанная основателем французской школы анналов Марком Блоком. Хорошо также показать, чем эта концепция отличается от марксистской. И так многое в терминологии пора почистить. Не будет ли сложно для учителя, привыкшего к старым формулировкам? Все-таки, прежде всего, надо позаботиться о ясности ума детей, изучающих историю.

Ведущая семинара «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания и оценка качества обучения во ФГОС нового поколения», кандидат педагогических наук, доцент МИОО Елена Саплина как раз сделала акцент на необходимости соблюдения баланса между сложным и простым:

— К сожалению, мы стали пренебрегать типовыми заданиями. Мы все их знаем, но теперь нам говорят: не надо простых вопросов. А как без этих простых вопросов? Вот я открываю учебник по Средним векам,  и там идут сразу сложнейшие вопросы не на понимание текста, а на его интерпретацию. А мы должны понять сначала: ребенок понял некий текст или не понял. Вопросы  к тексту давать необходимо. Также необходимо уметь выделять в тексте главную мысль, составлять план.

Как же  научить ребенка ориентироваться в тексте? Вот несколько приемов, которыми поделилась ведущая семинара. Можно, например, предложить  сформулировать основную идею текста по заголовку, сравнить информацию в тексте и информацию на карте. Или такое задание: дается ряд утверждений и предлагается, исходя из этих утверждений, найти доводы в защиту собственной мысли, при этом используя только текст учебника.

Директор музея «Покровский собор. Храм Василия Блаженного» (филиал ГИМ) Татьяна Сарачева познакомила участников Дня учителя истории и обществознания с архитектурной педагогикой. Примечательно, что любой другой вид искусства можно изучать по изображениям, репродукциям, а архитектуру, как считает выступающая, нельзя, поскольку главное в ней — феномен пространственности, протяженности. Ощущение такой пространственной протяженности приходит через тактильные усилия. И когда ребенок ходит по Покровскому собору, он не только видит и слышит, но и осязает архитектуру физически.

Именно на этих психолого-педагогических основах строится уникальная работа с детьми, которую ведут экскурсоводы и педагоги этого храма-музея. В числе музейных занятий есть и такое — «Строим Покровский собор вместе». В результате этого 45-минутного занятия дети под руководством взрослых создают своими руками из бумаги и картона 120-сантиметровую модель храма Василия Блаженного. Нечего и говорить, что после таких занятий они уходят обогащенными не только знаниями о церковной архитектуре и об истории России XVI века, но и радостью от встречи с прекрасным.

Доктор исторических наук, профессор Василий Попов сфокусировал внимание педагогов на некоторых вопросах изучения Великой Отечественной войны, тема его выступления так и называлась. К примеру, в разговоре о последствиях Победы — обратить внимание на изменение отношения к СССР со стороны ведущих мировых держав, как их правительств, так и жителей. Скажем, в США  была даже заведена специальная картотека на американцев, сочувствующих Советскому Союзу. При этом важно понимать мобилизационный характер советского строя. Как заметил Василий Петрович, этот строй был эффективен в чрезвычайных обстоятельствах и гораздо менее успешен в обычное мирное время.

В конце Дня прошла лекция члена-корреспондента РАО, заведующей лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО, председателя Предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Аллы Лазебниковой «ЕГЭ-2013. Выполнение заданий части С и критерии их оценивания». Это выступление вызвало особенно много вопросов: «В части «С» есть задание, где предлагается выступить с докладом на тему «Федеративное устройство России»  и составить план доклада. Надо ли следовать какому-то алгоритму составления плана, скажем, составлять план по пунктам в определенной последовательности… На сайте ФИПИ существует так называемый открытый сегмент, где выставляются образцы заданий, которые  были использованы на ЕГЭ. Будет ли сохранена эта практика?» — Алле Юрьевне пришлось задержаться после занятия, чтобы ни одного учительского вопроса не осталось без ответа...

Первоисточник: http://marathon.1september.ru/2013-04-09-1145461#section-12
Категория: Учёба | Просмотров: 699 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.0/1
Точка роста

Олимпиады для школьников
Катарсис

Сведения об ОО
События
Вместе против наркотиков Бессмертный полк Готов к труду и обороне День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
Краеведение
Правовая страница
Официальный интернет-портал правовой информации
Подвиг народа

Достижения
Организация - Победитель Всероссийского интернет-конкурса школьных музеев Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского Организация - участник Международного конкурса для школьных газет Организация - участник Всероссийского конкурса юных чтецов Живая класика
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
TantraV69 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Полезные сайты
Наши друзья
  • Тульский государственный университет
  • СтатГрад
  • Комитет по образованию администрации МО г.Донской
  • Министерство образования и науки РФ
  • МБУК "ДК им.Молодцова"
  • МБУК "Централизованная библиотечная система"
  • Новомосковское благочиние
  • Донская газета

  • Copyright MyCorp © 2020

    Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика