Главная | Регистрация | Вход  | Понедельник, 16.12.2019, 07:31





Поиск
Эл. дневник
Электронный журнал
Школьная жизнь
Учителям
Ученикам
Независимая оценка

НОО

Родителям
Приём в ОУ
Приём в школу
Горячая линия
БИЦ
Даты и праздники
Праздники сегодня
Погода
Донской
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Рациональная организация урока

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное  состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

            Хронометраж урока проводится по:

  • плотности урока (% времени, затраченного учащимися на учебную работу);
  • количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
  • длительности каждого вида учебной деятельности (в минутах);
  • частоте чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
  • количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
  • месту, длительности и условиям применения ТСО;
  • частоте чередования видов преподавания;
  • наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности учащихся как показатель наступления их утомления (определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей и процессе учебной работы).

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися  правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80 %

85 – 90 %

Более 90 %

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

Чередование видов преподавания

Не позже, чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

Нет

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. поза не контролируется учителем

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин

Применение ТСО, ЭСО повышает наглядность в обучении, увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

Частота

смены

деятельности

Зона работоспособности

зона благоприятного восприятия

зона удовлетворительного восприятия зона неудовлетворительного восприятия

до 5 раз

Рекомендуется

Возможно

Нежелательно

до 7 раз

Возможно

Рекомендуется

Возможно

до 9 раз

Нежелательно

Возможно

Рекомендуется

Способность к усвоению информации на уроке

  • 1-4 мин – 60% информации
  • 5-23 мин -80% информации
  • 24-34 мин-50% информации
  • 35-45 мин – 6%  информации

Эффективные методы работы с группой

  • Лекция 5 %                                                                  
  • Чтение 10 %                                                                 
  • Аудиовидеозаписи – 20 %
  • Наглядные пособия – 30 %
  • Обсуждение в группе – 50 %
  • Обучение на практике – 70 %
  • Выступление в роли педагога – 90 %

Рациональное распределение времени урока с позиции здоровьесбережения

  1. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок.
  2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.
  3. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее 3.
  4. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 мин.
  5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора  (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  7. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в кабинете для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  9. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.
  10. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у учащихся в процессе учебной работы. норма: не ранее 40 минут.
  11. Темп окончания урока:
  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
  • задерживание учащихся в кабинете после звонка.
Точка роста

Олимпиады для школьников

Сведения об ОО
События
Вместе против наркотиков Бессмертный полк Готов к труду и обороне День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
Краеведение
Правовая страница
Официальный интернет-портал правовой информации
Подвиг народа

Достижения
Организация - Победитель Всероссийского интернет-конкурса школьных музеев Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского Организация - участник Международного конкурса для школьных газет Организация - участник Всероссийского конкурса юных чтецов Живая класика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Полезные сайты
Наши друзья
  • Тульский государственный университет
  • СтатГрад
  • МБОУ "СОШ №1"
  • МБОУ "СОШ №2"
  • МБОУ "СОШ №5"
  • МБОУ "СОШ №7"
  • МБОУ "СОШ №11"
  • МБОУ "СОШ №13"
  • МБОУ "СОШ №14"
  • МБОУ "СОШ №15"
  • МБОУ "Гимназия №20"
  • МБОУ " ЦО № 1"
  • МБОУ " ЦО № 2"
  • МБОУ " ЦО № 3"
  • МБОУ " ЦО № 4"
  • Комитет по образованию администрации МО г.Донской
  • Министерство образования и науки РФ
  • МБУК "ДК им.Молодцова"
  • МБУК "Централизованная библиотечная система"
  • Новомосковское благочиние
  • Донская газета

  • Copyright MyCorp © 2019

    Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика