Главная | Регистрация | Вход  | Понедельник, 16.12.2019, 08:01





Поиск
Эл. дневник
Электронный журнал
Школьная жизнь
Учителям
Ученикам
Независимая оценка

НОО

Родителям
Приём в ОУ
Приём в школу
Горячая линия
БИЦ
Даты и праздники
Праздники сегодня
Погода
Донской
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Учёт разных уровней познавательной активности и возрастных особенностей учащихся

 Особенности  работы  учителя с  учащимися разных уровней познавательной активности

 

Учащиеся

Учитель

Познавательная

пассивность

Нулевой уровень развития познавательной активности, характеризуется отсутствием желания учиться.

Учащиеся не проявляют интереса к учебной задаче, не приступают к работе без напоминания учителя, не могут самостоятельно завершить работу.

Необходимо быть терпеливым: давать время на обду-мывание, не  прерывать  и не сбивать ученика во время ответа; быть готовым к тому, что после перерыва дети не могут сразу включиться в работу; постараться уста-новить добрые отношения (называть только по имени, подбадривать ласковым тоном, позитивно строить  побуждающие фразы).

Относительно

активный

уровень

 

Характеризуется наличием заинтересованности и активности только в эмоционально привлекательных учебных ситуациях. Учащиеся предпочитают объяснение нового материала повторению и закреплению, поверхностно относятся к учебной задаче, быстро приступают к работе, но при первых трудностях быстро разочаровываются и бросают начатую работу.

Знания, умения и навыки не имеют системного характера.

Необходимо поддерживать активность ученика на протяжении всего урока: снимать интеллектуальную усталость и волевую апатию минутками психологической разгрузки (шутки, загадки, скороговорки, занимательные задачи и удивительные факты); стимулировать познавательный интерес, предлагая творческие задания по изготовлению учебных пособий (карточки, модели, таблицы и т.п.), составлению кроссвордов, в конце урока формулирование 5-6 вопросов по теме урока.

Исполнительно –

активный

уровень

Характеризуется стабильностью и постоянством зна-ний, высоким уровнем учебной мотивации, готовно-стью к решению проблемных задач и ситуаций.

Такие учащиеся любимы учителями, систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в работу, осознанно воспринимают учебную задачу, предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно.

Необходимо не допускать скуки, поддерживать высокий уровень познавательной активности, создавая для этих учащихся особые ролевые ситуации – «эксперт», «консультант», «наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний» и т.п.; предлагать им задания повышенной сложности; использовать такие активные методы, как дискуссия, «мозговой штурм», «круглый стол», «судебное заседание», «конференция» и др.

Творческий

уровень

Характеризуется не только готовностью учащегося

включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых нестандартных путей для её решения, но и сама задача может ставиться школьником.

Учащийся не просто проникает в сущность явлений, их взаимосвязь, а пытается найти для этой цели новый способ.

Необходимо создать творческую атмосферу: вызывать удивление, использовать методику ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивать воображение и интуицию, способствовать развитию образного мышления и творить самим!

 

 

Методические рекомендации учителю по учету возрастных особенностей учащихся в обучении (по Н. Корпачевой)

Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма)

Возможные отклонения от нормы

Рекомендации учителю

Возраст 6-8 лет

  • Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
  • Резко снижается количество движений
  • Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием буке и выполне­нием трудовых действий
  • Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
  • Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
  • Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
  • Ухудшение почерка, отвращение к письмен­ным работам
  • Не требовать от ученика переписывать по нескольку раз работу заново
  • Не злоупотреблять однообразной трениро­вочной деятельностью
  • Через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке
  • Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выде­лять наиболее значимые сигналы, реагиро­вать именно на них
  • Мышление наглядно-образное
  • Велика значимость первой сигнальной сис­темы
  • Расширяется смысловое значение слова

• Наступает нервное перенапряжение, тор­мозная реакций и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. След­ствие этого - разно падает точность вос­приятия

  • Не злоупотреблять словесными формами обучения
  • Любая информация должна подаваться не только на словесном уровне, но и с помощью зрительного и действенного подкрепления
  • Использовать прием «попутного научения» - удерживать внимание учеников внешни­ми воздействиями игрового характера, од­новременно удерживая внимание школьни­ка на нужном способе действия

• Усиливается противодействие детей дли­тельным нравоучениям, пояснениям

  • Нежелательные защитные поведенческие реакции
  • Гасится положительное отношение к учеб­ному труду
  • Появляется страх не соответствовать со­циальным требованиям, потерять отноше­ния окружающих, показаться смешным
  • Сформировать у учащихся ответственность как качество личности в процессе выпол­нения ребенком постоянных поручений
  • В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам
  • Повышенная любознательность
  • Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам
  • Снижается уверенность ребенка в успеш­ности его деятельности и обучаемости
  • Слабо развита способность различать при­знаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать свое решение с заданным учи­телем образцом и правилом
  • Не подавлять индивидуальности ребенка, не требовать от него непосильного; ценить то, что есть
  • Постоянно напоминать правило и повторять образец перед тем, как дать учащимся за­дание выполнить определенное действие
  • Уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов

Возраст 8-12 лет

  • Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами

С возрастом -

  • Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
  • Возрастает раздражительность как произ­водная от утомляемости
  • Становится невозможным управление отста­лыми детьми

• Регулировать индивидуальные особенности учащихся:

  • импульсивность одних надо притормаживать
  • неуверенность, робость, медлительность других надо растормаживать
  • на уроках принимать специальные меры для снятия утомления

• Показатели координации движений, регу­ляции деятельности, успешность выполне­ния заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания

  • Затрудняется формирование и использо­вание моторных умений
  • Резко повышается нервозность и напряжен­ность, ухудшается качество знаний, и по­является заторможенность реакций

• У учащихся с возбудимой нервной систе­мой вырабатывать моральную готовность к неприятности, снижая их остроту

• Дети эмоциональны и доверчивы, внушае­мы, отличаются некритической подража­тельной восприимчивостью

  • Появляется приверженность к группиров­кам, которые уже не концентрируются вок­руг учителя
  • В бодром состоянии проявляется обострен­ное чувство справедливости

• На уроках создавать положительную и доб­рожелательную атмосферу

• Мотивы индивидуального характера посте­пенно уступают место мотивам должен­ствования по отношению к другим

• Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время прихо­дится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)

  • Включать ребенка в активную деятельность
  • Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию
  • При необходимости провести ненавязчи­вый анализ и дать совет
  • Не как надо было делать, а как сейчас надо поступить

• Осознание общих принципов классифика­ции

• Выделение общего доставляет удовольствие - увлечение

 

• Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым учебным требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию со­судистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний

 

 

 

• Создавать благоприятные ситуации для вы­
хода стрессов в активной физической на­грузке

• Возможно использование приемов для сня­тия стрессов:

  • «оречевить» его проговариванием, излиянием души, но безо всяких оценок поступков
    ребенка,, только поощрять к рассказыванию
  • срочно включить ребенка в какую-нибудь
    активную деятельность
  • дать что-то съесть или выпить горячего чая

• Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины

 

 

• Не всегда дети могут устоять перед иску­шениями, не хватает волевых качеств

 

 

• За совершенный поступок - вызвать у ре­бенка чувство вины, показав ему всю не­приглядность его поступка (до этого он чув­ство вины не испытывал, наказания не мог воспринимать как заслуженные)

Возраст 12-15 лет

• Подростковый кризис, гормональная буря

  • Период неустойчивости и неуравновешен­ности
  • Нервная система находится в стадии актив­ного формирования
  • Начало полового созревания
  • Польем жизнерадостности, стремление к активным действиям

 

• Сердце не успевает за ростом. Рост - тяг­чайшая работа организма. Часто рост про­текает как заболевание. Следствие - полу­сонная задумчивость, бледность, вялость

• Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в пери­од полового кризиса оно может заторма­живаться и снижаться

• Создание условий для хорошего эмоцио­нального самочувствия ребенка

 

• Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обраба­тывать материал для предметного запоми­нания

• К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развива­ется понятийное мышление

• В период полового созревания затрудня­ются операции с символами, трудно вос­принимаются отвлеченные понятия

  • Преобладает механическое запоминание, зубрежка - ведущая к перегрузке
  • Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения

• Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания

 

• Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчи­вое

  • Подросток ищет покровителя. Идеализиру­ет сильного и слабого
  • Сравнение себя с другими

• Несоответствие уровня притязаний подро­стка его возможностям

• Помочь подростку в самооценке своих личных качеств

• Становление стержневых избирательных интересов

 

  • Устойчивость саморегуляции низкая
  • Общественные интересы неустойчивы
  • Интерес к предмету слаб - определяется
    отношением к учителю

 

• Выработка навыков саморегуляции:

  1. способности к достижению цели
  2. потребности подростка в самовоспитании

• Уважение и любовь к учителю - одно из
главных условий эффективности обучения

• Поведение взрывоопасное, вызванное высо­кой тревожностью, источником которой яв­ляются реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи

• Несформированность приемов мыслитель­ной деятельности

• Развивать и поощрять появление хороших черт

• Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми не­обходимыми навыками

 

• Неспособность понять изучаемый матери­
ал, необходимость действовать на уровне
зубрежки вызывает страх, неуверенность
в оценочных ситуациях

• На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности вклю­чаются неохотно

• Велики различия в степени интеллек­туального и мотивационного развития
школьников

  • Не делать попыток публично разбирать
    поступки ребенка, ставя его перед классом
  • Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях
  • Не снижать объем индивидуальной работы

 

Примеры учета возрастных психофизиологических особенностей в процессе взаимодействия на уроке и во внеурочное время

  

Точка роста

Олимпиады для школьников

Сведения об ОО
События
Вместе против наркотиков Бессмертный полк Готов к труду и обороне День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
Краеведение
Правовая страница
Официальный интернет-портал правовой информации
Подвиг народа

Достижения
Организация - Победитель Всероссийского интернет-конкурса школьных музеев Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского Организация - участник Международного конкурса для школьных газет Организация - участник Всероссийского конкурса юных чтецов Живая класика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Полезные сайты
Наши друзья
  • Тульский государственный университет
  • СтатГрад
  • МБОУ "СОШ №1"
  • МБОУ "СОШ №2"
  • МБОУ "СОШ №5"
  • МБОУ "СОШ №7"
  • МБОУ "СОШ №11"
  • МБОУ "СОШ №13"
  • МБОУ "СОШ №14"
  • МБОУ "СОШ №15"
  • МБОУ "Гимназия №20"
  • МБОУ " ЦО № 1"
  • МБОУ " ЦО № 2"
  • МБОУ " ЦО № 3"
  • МБОУ " ЦО № 4"
  • Комитет по образованию администрации МО г.Донской
  • Министерство образования и науки РФ
  • МБУК "ДК им.Молодцова"
  • МБУК "Централизованная библиотечная система"
  • Новомосковское благочиние
  • Донская газета

  • Copyright MyCorp © 2019

    Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика