Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма)
|
Возможные отклонения от нормы
|
Рекомендации учителю
|
Возраст 6-8 лет
|
- Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
- Резко снижается количество движений
- Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием буке и выполнением трудовых действий
|
- Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
- Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
- Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
- Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам
|
- Не требовать от ученика переписывать по нескольку раз работу заново
- Не злоупотреблять однообразной тренировочной деятельностью
- Через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке
|
- Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
- Мышление наглядно-образное
- Велика значимость первой сигнальной системы
- Расширяется смысловое значение слова
|
• Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакций и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого - разно падает точность восприятия
|
- Не злоупотреблять словесными формами обучения
- Любая информация должна подаваться не только на словесном уровне, но и с помощью зрительного и действенного подкрепления
- Использовать прием «попутного научения» - удерживать внимание учеников внешними воздействиями игрового характера, одновременно удерживая внимание школьника на нужном способе действия
|
• Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
|
- Нежелательные защитные поведенческие реакции
- Гасится положительное отношение к учебному труду
- Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношения окружающих, показаться смешным
|
- Сформировать у учащихся ответственность как качество личности в процессе выполнения ребенком постоянных поручений
- В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам
|
- Повышенная любознательность
- Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам
|
- Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости
- Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать свое решение с заданным учителем образцом и правилом
|
- Не подавлять индивидуальности ребенка, не требовать от него непосильного; ценить то, что есть
- Постоянно напоминать правило и повторять образец перед тем, как дать учащимся задание выполнить определенное действие
- Уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов
|
Возраст 8-12 лет
|
- Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
С возрастом -
- Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
|
- Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
- Становится невозможным управление отсталыми детьми
|
• Регулировать индивидуальные особенности учащихся:
- импульсивность одних надо притормаживать
- неуверенность, робость, медлительность других надо растормаживать
- на уроках принимать специальные меры для снятия утомления
|
• Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
|
- Затрудняется формирование и использование моторных умений
- Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
|
• У учащихся с возбудимой нервной системой вырабатывать моральную готовность к неприятности, снижая их остроту
|
• Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
|
- Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
- В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости
|
• На уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу
|
• Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
|
• Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
|
- Включать ребенка в активную деятельность
- Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию
- При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет
- Не как надо было делать, а как сейчас надо поступить
|
• Осознание общих принципов классификации
• Выделение общего доставляет удовольствие - увлечение
|
• Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым учебным требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
|
• Создавать благоприятные ситуации для вы
хода стрессов в активной физической нагрузке
• Возможно использование приемов для снятия стрессов:
- «оречевить» его проговариванием, излиянием души, но безо всяких оценок поступков
ребенка,, только поощрять к рассказыванию
- срочно включить ребенка в какую-нибудь
активную деятельность
- дать что-то съесть или выпить горячего чая
|
• Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
|
• Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
|
• За совершенный поступок - вызвать у ребенка чувство вины, показав ему всю неприглядность его поступка (до этого он чувство вины не испытывал, наказания не мог воспринимать как заслуженные)
|
Возраст 12-15 лет
|
• Подростковый кризис, гормональная буря
- Период неустойчивости и неуравновешенности
- Нервная система находится в стадии активного формирования
- Начало полового созревания
- Польем жизнерадостности, стремление к активным действиям
|
• Сердце не успевает за ростом. Рост - тягчайшая работа организма. Часто рост протекает как заболевание. Следствие - полусонная задумчивость, бледность, вялость
• Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
|
• Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребенка
|
• Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
• К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
|
• В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия
- Преобладает механическое запоминание, зубрежка - ведущая к перегрузке
- Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения
|
• Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания
|
• Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
- Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
- Сравнение себя с другими
|
• Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
|
• Помочь подростку в самооценке своих личных качеств
|
• Становление стержневых избирательных интересов
|
- Устойчивость саморегуляции низкая
- Общественные интересы неустойчивы
- Интерес к предмету слаб - определяется
отношением к учителю
|
• Выработка навыков саморегуляции:
- способности к достижению цели
- потребности подростка в самовоспитании
• Уважение и любовь к учителю - одно из
главных условий эффективности обучения
|
• Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой являются реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи
|
• Несформированность приемов мыслительной деятельности
|
• Развивать и поощрять появление хороших черт
|
• Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
|
• Неспособность понять изучаемый матери
ал, необходимость действовать на уровне
зубрежки вызывает страх, неуверенность
в оценочных ситуациях
• На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно
• Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития
школьников
|
- Не делать попыток публично разбирать
поступки ребенка, ставя его перед классом
- Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях
- Не снижать объем индивидуальной работы
|